К основному контенту

Типичные ошибки мышления: черно-белое мышление

Дихотомическое или черно-белое мышление на мой взгляд одна из самых распространенных ошибок мышления. Проблема заключается в том, что человек в оценке чего-либо вырывает его из временного континуума, если говорить проще, то он просто не берет во внимание предыдущие данные, а оценивает все происходящее здесь и сейчас. Например преподаватель сказал студентке о том, что её
работа выполнена плохо и не качественно, при этом студетка расценила преподавателя, как злого и негативно настроенного в её сторону. Однако если бы она взяла во внимание предыдущие разы взаимодействия с преподавателем, где он хвалил проделанную работу, был всегда приветлив, она бы поняла, что сам преподаватель хорошо к ней относится, что работа действительно выполнена плохо, т.к. в предыдущее время не было причин усомниться в том, что преподаватель доброжелателен.

Еще один пример черно-белого мышления можно привести, когда человек считает одних правыми, правильными, хорошими, а других плохими, злыми. В этом случае человек делает попытку сделать четкую черту между хорошо и плохо и тем самым разделить все и вся.

Попытка оценить любой поступок или человека или событие как хорошее или плохое придает тем или иным вещам крайность. Предположим что случилось какое то событие, например запретили курить в ресторанах. Для тех кто курит, это плохая новость, для тех кто не курит хорошая, а для других вообще нейтральная, то есть не меняющая в их жизни ничего. Таким образом если бы мы составили бы шкалу от -10 до +10 и спрашивали бы у людей, на какую отметку они бы поставили эту новость, где -10 это плохо, а +10 это хорошо, то ответы бы распределились по всем пунктам, конечно если бы было достаточно опрошенных. Также у нас были бы определенные скопления мнений, но сейчас не это важно. Так вот в чем же проблема, а давайте представим, то все те кто отвечали обладают черно-белым видением. Например человек оценил на -5 это событие, он скорее всего скажет что оно плохое. А тот кто оценил на -1 тоже скажет что плохое, а тот кто оценил на 0? Тот кто оценил на 0 скажет, что раз оно не хорошее то одно из двух. Он скажет что событие тоже плохое, в дальнейшем, также будет происходить следующее: человек будет сравнивать это событие с эталоном, которое считает хорошим, и думаю большинство расценит запрет на курени в общественных местах как плохое событие. А теперь давайте представим другую ситуацию, более жизненную, где не людей много с черно-белым мышлением а событие одно, а где много событий и один человек с черно-белым мышлением. В такой ситуации не трудно догадаться что хорошего в жизни этого человека будет мало, плохого много. Это не может не сказаться на том, как он будет себя чувствовать.

Еще одним моментом в черно-белом мышлении - это эмоциональная заряженность, представьте, что вы не способны теперь ни на что спокойно реагировать, у вас на все есть оценка, и это либо радует либо расстраивает Вас, таким образом начинаются эмоциональные качели, которые вымывают вашу психику, до самого дна. Заставляя становиться все более ранимым и чувствительным. Более восприимчивым ко всему происходящему. При этом возникают сложности с сосредоточением.

Само по себе черно-белое мышление не является причиной обращения к психологу, было бы забавно, если бы ко мне кто то обратился с фразой, что он мыслит черно-бело. Нет, это только начало кривой дорожки, т.к. черно белое мышление дает не адекватную оценку происходящего, то есть восприятие искажается, происходит появление негативного события и неминуемо человек связывает это негативное событие с самим собой. Если мы возьмем все тот же случай с преподавателем, то в нем студентка расценила отношение преподавателя как негативное именно к себе, а не своей работе.

Также в результате искаженного восприятия и оценки ситуации человек чувствует себя дезориентированнным, не способным держать себя в руках и оставаться спокойным, то приводит к расшатанной психике.


Автор психолог Жавнеров Павел

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии

«Практикум по гештальт-терапии» справедливо относят к числу классических работ по теории и практике гештальт-терапии - одному из ведущих направлений мировой психотерапии. Эта книга развивает теорию метода и предлагает десятки упражнений-экспериментов, помогающих читателю заново открыть самого себя, осознать свои истинные устремления и потребности и научиться эффективно и с удовольствием проживать собственную жизнь.

Аудиокнига Перлз Ф. "Эго, голод и агрессия"

Фредерик Перлз - выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.
С издания его книги "Эго, Голод и Агрессия" начинается отсчет нового направления психотерапии.
Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Карен Хорни - немецко-американский психолог, психоаналитик, ученица З. Фрейда, разработавшая наряду с К.Г. Юнгом и Э. Фроммом новый подход к психоанализу. В книге представлено описание невротической личности, с ее конфликтами, переживаниями и многочисленными затруднениями, испытываемыми во взаимоотношениях с окружающим миром. Рассматривая различные типы неврозов, автор сосредотачивается на описании определенной структуры характера, присущей, в той или иной степени, всем невротикам и приходит к выводу о существенной важности воспитания для развития личности.