Кризис как время перемен

В кабинете психолога люди редко говорят о политике, экономике и финансовых кризисах, а когда это случается, то, как правило, указывает на  то, что внешние события резонируют с актуальным внутренним состоянием человека.

Но совсем игнорировать внешнее было бы отрицанием реальности, поэтому мне хотелось бы поделиться
некоторыми соображениями о разном опыте переживания кризисов и возможными способами адаптации к новым условиям.

Греческое слово кризис (κρίσις) в прямом переводе означает поворотный пункт, решение, перелом. И часто такие переломы и поворотные пункты в истории  мало зависят от нас и несут с собой много разочарования, потерь и неудовольствия, когда наши желания не могут быть реализованы из-за недостатка возможностей. Как любые потери, потеря возможностей проживается по этапам: шок, отрицание, гнев, отчаяние и примирение.

И в зависимости от того, на какой стадии переживаний находится человек, он будет испытывать соответствующие этой стадии чувства.

Возможность  пережить потерю зависит от прошлого опыта переживания потерь в личной истории каждого человека.

То, как мы справлялись с жизненными кризисами раньше, переносится на способы совладания с трудностями в настоящем.

В детстве мы мало что можем сами и находимся в зависимом положении от взрослых. Так, ребенка могут отдать на воспитание к бабушке, пока родители учатся, например, или в семье появляется младший, могут решить развестись и завести себе новые семьи, и с детьми, как правило, никто не советуется, их просто ставят перед фактом, не говоря уже о семьях, где родители страдают алкоголизмом и психическими заболеваниями.  Иногда всю дальнейшую жизнь взрослые люди, выросшие из этих детей, спрашивают себя и окружающих: «За что? Почему со мной так поступили? Что я сделал?» и не находят ответа. Продолжая жить в постоянной тревоге, что травмирующее событие может повториться снова, и тогда, когда внешняя реальность становится тяжелой и кризисной, возможна повторная травматизация психики.
Закономерный вопрос «Как с этим быть?»
Давайте подумаем.
Что несут нам, например, политический и экономический кризис?
Какие последствия действительно могут вызывать беспокойство, а какие являются надуманными? И что именно вызывает тревогу?

В первую очередь, наверное, это ограничение возможностей, невозможность получать то, что хочется, которая тоже может проявляться в разной степени, кто-то нуждается в самых необходимых вещах, и не может их получить, а кто-то лишился привычного комфорта и приятных излишеств. Понятно, что масштаб бедствия у каждого свой. И, в зависимости от этого, начать ориентироваться в том, что может представлять реальную угрозу, а что просто доставлять дискомфорт.

Но с другой стороны, это время проанализировать свои потребности, возможность различить истинные желания и ложные. Как писал французский философ Жан Бодрийяр : «Мы переживаем время вещей: я хочу сказать, что мы живем в их ритме и в соответствии с их непрерывной последовательностью. Сегодня мы видим, как они рождаются, совершенствуются и умирают, тогда как во всех предшествующих цивилизациях именно вещи, инструменты или долговечные Монументы жили дольше, чем поколения людей. Вещи не составляют ни флоры, ни фауны. Однако они создают явное впечатление размножающейся растительности или джунглей, где новый дикий человек современности с трудом отыскивает вновь проявления цивилизации». 

Изобилие вещей  помогает скрывать внутренний ментальный дефицит, потребность в хороших отношениях, в любви, в близости. Ловушка, которая помогает симулировать и казаться не тем, кто ты есть на самом деле, создает видимость, что у тебя есть то, чего на самом деле нет. Этот процесс провоцирует постоянную тревогу неуверенности и разоблачения. А на создание и поддержание иллюзий тратится много внутренних сил. Поэтому время кризиса способно помочь  переоценить личные приоритеты. И, возможно, даст увидеть то, чем мы в действительности обладаем, а чем обладаем лишь иллюзорно.  То, что мы на самом деле можем, и то, кем мы  являемся в реальности, поможет провести «внутреннюю инвентаризацию».

В результате этой «инвентаризации» попробовать реалистично оценить свои достоинства и недостатки, свои слабости и ресурсы, принять то, что невозможно изменить. И как замечательно сказала психотерапевт Нэнси Мак-Вильямс: «…оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить».

Для того чтобы переживать трудности важно иметь ресурсы, на которые можно опираться.  Это могут быть хорошие  отношения со значимыми людьми, различные увлечения, любимые книги и фильмы, посещения музеев, театров и разные маленькие удовольствия, которые можно легко себе позволить. Все это оказывает поддержку и дает силы жить.

Кризис – время перемен, и, возможно, именно в это время пора избавляться от  неприятных разрушающих отношений, непродуктивных способов взаимодействия и лишних проблем, которые не стоят наших сил. И в то же время это возможность завести новые, более удовлетворяющие искренние и безопасные отношения. Окружить себя тем, что радует и доставляет удовольствие.

Не откладывать жизнь на потом, не писать ее «на черновик», а жить здесь и сейчас, взяв на себя ответственность за свою жизнь и осознавая течение времени. 

Когда наши желания и возможности ограничиваются извне, силами, не зависящими от нас, невозможно не раздражаться и не чувствовать себя ущемленным. И эти лишения и ограничения часто воспринимаются как личное наказание за какие-то ошибки в прошлом и актуализируют чувство вины, которое может быть иррациональным и мешать. А чувствуя отчаяние и беспомощность, очень трудно сохранять самооценку и уважение к себе. Поэтому важно помнить, что есть вещи, которые зависят от нас, даже когда все остальное не зависит, и делать то, что возможно. Находясь в тревоге и отчаянии, самое сложное – выдерживать неопределенность и бездействие. К сожалению, часто в такие моменты люди склонны совершать импульсивные эмоциональные поступки, о которых могут сожалеть в дальнейшем.

Если хочется действовать, то лучше всего, чтобы эти действия были помощью другим, более нуждающимся и беззащитным. Ведь легче  кризис всегда переживается, тогда, когда сам помогаешь кому-то, делишься чем-то с другими.

Думаю, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу, и что из этого я  могу сделать для себя сам? Для чего мне это нужно?», постараться развернуто на него ответить, проанализировав свои возможности и мотивы.

Самое важное, как мне кажется, в любых жизненных обстоятельствах не потерять себя. Датский философ и богослов Сёрен Кьеркегор писал:
«Худшая из опасностей - потеря своего Я - может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось.
 

Ничто не вызывает меньше шума - никакая другая потеря - ноги, состояния, женщины и тому подобного - не замечается столь мало».

В жизни очень часто случается так, что помощь приходит, откуда не ждешь, чудеса случаются, и, наверное, мы до сих пор существуем благодаря этому. Конечно, полностью рассчитывать на чудеса, не стоит, и нужно самим делать для себя все возможное. Но стоит оставлять пространство для тех возможностей, которые существуют, но пока не доступны нашему сознанию.

Автор Налетова Дарина Николаевна
Источник 

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

6 Причин, почему люди лгут и обвиняют других в том, в чем сами виноваты… (С.В. Ковалев)