Выученная беспомощность и охота на волков

Недавно было напечатано в новостях о том, что профессор, декан факультета психологии, страдавший от неизлечимого онкологического заболевания, покончил с собой. Он оставил короткую предсмертную записку, в которой объяснил свой поступок тем, что устал от смертельной болезни и просил никого не винить в произошедшем.

Как же так?

Человек отказался от попыток продолжать борьбу за жизнь, хотя у него для этого были все условия: медикаменты, наблюдение врачей, не говоря уже о всевозможных знаниях психологической природы.

Существует понятие так называемой выученной беспомощности, когда (определение из Википедии) «индивид не предпринимает попыток по улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность». Этот феномен случайно открыл в 1967 году Мартин Селигман, проводя эксперименты на собаках.



 
Он пытался выработать у собак рефлекс страха на высокий звук, пропуская через клетки небольшой, но чувствительный разряд тока. Когда же клетки открыли и собаки «должны были испугаться» высокого звука, сопровождаемого разрядом тока, и выбежать наружу, то животные остались внутри. Собаки не предпринимали попыток убежать, хотя сделать это при открытой двери было несложно. Они словно «научились» беспомощности.

Как ни странно, этот феномен свойственен и человеку. Со стороны его пассивное поведение кажется неразумным. Хочется воскликнуть: «как он может терпеть это?» или «почему опустил руки, ведь далеко не все потеряно?» Ситуация с суицидом профессора из первого абзаца – один из таких примеров. Даже глубокие знания психологии не помогли обрести внутренние ресурсы в виде веры и справиться с депрессией.

За счет чего же мы учимся беспомощности?

В основе этого феномена лежит утрата чувства свободы и контроля над ситуацией. И как результат этого – потеря веры в собственные силы.

Именно поэтому здесь не помогут одни только знания в области психологии, так как они слабо связаны с верой, с трудом поддающейся систематизации, классификации и логическому анализу.

Тем не менее, например, Роберт Дилтс описал в своих книгах способы работы с верой через изменение убеждений. Он писал, что убеждения являются некой структурой, объединяющей наши внутренние состояния, ценности, ожидания и сенсорный опыт. При этом ограничивающие убеждения или «мысли-вирусы» возникают вследствие нарушения связей со своими ценностями и опытом.

Действительно, вера в себя и свои силы может быть постепенно потеряна из-за повторяющегося неудачного события. Человек приобретает негативный, травмирующий опыт боли или неудач, а вместе с ним и вредные убеждения, что «и дальше не получится». Отсюда формируются негативные ожидания. Это, в свою очередь, отвращает человека от своих ценностей, потому что «и так плохо, не до них сейчас». Как следствие, возникает состояние уныния и депрессии вместо веры в себя и свои возможности.

Получается замкнутый круг: психика подстраивается под неудачный опыт, обучаясь беспомощности и приобретая негативные убеждения. Теперь любой успех начинает казаться случайностью. А ожидание поражения становится нормой на фоне депрессивно-бессильного состояния.

Как же выйти из замкнутого круга выученной беспомощности?

Здесь можно воспользоваться моделью Дилтса, которая по своей сути не так уж и громоздка, а, наоборот, компактная и достаточно емкая. Нужно воздействовать на все составляющие психики, которые связаны с убеждениями.

Сенсорный опыт. Здесь стоит вспомнить все собственные удачные примеры из жизни, когда получалось справляться с трудностями. Таким образом мы переключимся на позитивный опыт, поняв, что в любом правиле есть исключения. Причем здесь будет полезен не только собственный, но и чужой опыт – того, кто смог преодолеть похожие трудности.

Ценности. Необходимо восстановить связь со своими глубинными ценностями, ответив на вопрос «что для меня во всем этом самое важное?». Возможно, это один из ключевых шагов, приводящий к тому, что человек «просыпается» и принимает решение начать двигаться в другом направлении.

Ожидания. Ничто так не «включает» позитивные ожидания, как установка жизненных целей, к которым стоит стремиться и которые связаны с глубинными ценностями. При этом важно радоваться самым маленьким успехам, приближающих нас к этим целям. Пусть это будет крохотный шаг, но он делает нас ближе к желанному результату.

Состояния. Любое состояние является производным от того, что происходит с нашим телом, разумом, душой и эмоциями, которые мы переживаем. Чтобы «выгнать» депрессию нужно добавить активности телу и занять разум, например, составлением плана достижения жизненных целей. Эмоциональную и духовную сферу можно обогатить доставлением себе разного рода маленьких, средних и больших удовольствий в виде развлечений, путешествий и тому подобных вещей.

Разорвать замкнутый круг беспомощности непросто, это потребует усилий и проявления силы воли. Но с каждым шагом двигаться вперед будет все легче и легче.

Охота на волков

В качестве метафоры к статье хочу коснуться темы охоты на волков. Суть ее в том, что, выследив волчью стаю, охотники окружают зону, где находятся хищники, границей с флажками. Последняя представляет собой простую веревку, на которой висят кусочки ткани. Перепрыгнуть ее или проскочить между полосками ткани не представляет никакой сложности. Но только не для волка. Хитрость в том, что охотники специально пропитывают ткань запахом человека. Этот запах – сигнал наивысшей опасности для такого умного (пишу без кавычек, потому что это действительно так в сравнении с другими) хищника, как волк. Последний, приблизившись к ограде из флажков, не делает никаких попыток преодолеть ее, чем, естественно, пользуются подоспевшие охотники.

Получается парадоксальная ситуация, в которую попадает волк. Инстинкт, защищающий его от опасности, загоняет животное в ловушку.

Автор Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

6 Причин, почему люди лгут и обвиняют других в том, в чем сами виноваты… (С.В. Ковалев)