Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?

Сейчас очень популярно говорить о психологических защитах и сопротивлениях. Мнения звучат самые разные, особенно среди «околопсихологов», как назвала моя коллега людей, активно интересующихся психологией, жадно поглощающий всякий научный и псевдонаучный материал, при этом не особо вникая в его содержание. Мне бы хотелось внести ясность в этот вопрос и разобраться с тем, что же такое психологическая защита и чем она отличается от психологического сопротивления.


Для начала, разберемся с терминами.

Психологическое сопротивление – это импульсивное, неосознанное или частично осознанное действие (или бездействие), которое мешает человеку осознавать свою потребность и/или ее реализовывать. Сопротивление прерывает или блокирует процесс реализации желаемого, лишая человека энергии к действию или ставя барьеры, которые кажутся ему непреодолимыми. По сути, именно сопротивления мешают человеку ориентироваться в окружающем мире, а, подчас, и в себе самом. Они подменяют настоящее предыдущим болезненным опытом, они заставляют тратить все силы на внутреннюю борьбу с самим собой вместо того, чтобы начать наконец двигаться в сторону реализации своей цели. Сопротивления прорастают из жизненного опыта человека – они настолько же уникальны и разноообразны, насколько уникален и разнообразен жизненный опыт каждого из нас.

Мы, гештальтисты, верим в то, что любое поведение человека когда-то было адаптивным, принесло много пользы и помогло приспособиться к усовиям внешней среды, выжить (в широком смысле слова). Сыграв свою положительную роль в становлении личности, поведение стало «тиражироваться», то есть, использоваться в ситуациях, часто сильно отличных от тех, в которых оно изначально «прокатывало». С течением времени этот способ поведения становится привычным, человек перестает думать о нем, использует автоматически, по привычке. Случается, что реакция перестает подходить к тем ситуациям, в которых используется, и из изначально адаптивной превращается в совершенно противоположное – не адаптивное, «странное» поведение. Чем больше человек в своей жизни успел накопить таких моделей поведения, «вышедших в тираж», тем в более жесткие рамки он себя загоняет, делает свою жизнь все более блеклой и тусклой, а страдания все более и более ощутимыми.

При этом, сопротивления не всегда дают знать о себе с одинаковой силой. В привычной, комфортной обстановке они обычно затихают, пробуждаясь в трудных, стрессовых ситуациях, мешая быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, отбрасывая назад, иногда делая человека совершенно беспомощным. Говоря о стрессовых ситуациях, я имею в виду не только неприятности. Порой бывает так, что стрессовой оборачиваеся ситуация потенциально сулящая много удовольствий и радости. Например, девочка, выросшая в семье, где периодически допускалось рукоприкладство, насилие, привыкла всегда быть «начеку», у нее постоянно напряжены мышцы, она готова «отразить удар» в любую минуту. Во взрослой жизни она, скорее всего, столкнется с невозможностью расслабиться и быть открытой с близким и любимым человеком, даже в интимной обстановке. Когда-то такое постоянное напряжение, в прямом смысле, спасало ей жизнь, а сейчас оно мешает ее близости с любимым мужчиной.

Что же такое психологическая защита?

Мне очень нравится следующее определение защиты: психологическая защита – это осознанное использование психологического сопротивления. Если девочка из предыдущего примера идет по темной улице, то ее осознанное напряжение, воспоминания о страшном прошлом и усиленное внимание к окружающему миру, могут помочь избежать опасности. Она способна заметить мельчашие тревожные сигналы из вне и дать им отпор или убежать. В этом случае мы имеем дело с защитной реакцией. Один и тот же поведенческий паттерн (модель поведения) может выступать как защита – в ситуации на темной улице, так и как сопротивление – в момент встречи с любимым.
Конечно, вышеприведенный пример несколько утрирован. Хотя, и такое в нашей практике случается. Чаще сопростивления менее яркие. Например, невозможность сказать о своих предпочтениях и мыслях близким, чрезмерная сдержанность. Или привычка решать за других, что они думают и чувствуют по отношению к нему, при этом ехидные замечания со стороны «а ты не пробовал спросить у меня перед тем как это решать/делать?», повергают нашего клиента в абсолютный шок – он же был уверен в том, что знает, что в голове у другого человека! Или делание другому того, что очень хотелось бы получить от него для себя: к примеру, женщине очень хочется внимания и заботы, но она об этом не говорит своему мужчине, искусно скрывает свои желания так, чтобы он даже не заподозрил, и изо всех сил начинает заботиться о нем – и ужин приготовит, и массаж сделает, и выслушает… Все бы хорошо, только у нее остается ощущение постоянной неудовлетворенности – ведь она ему все, а он ей нет… Хотя она сама никогда неосознанно не позволит ему проявить заботу о себе.

Сопротивления являются важной фигурой терапии. Терапевты бережно тянут за ниточку сопротивления, распутывая целый клубок устаревших, «жестких», переставших быть адаптивными моделей поведения. Работая с сопротивлениями терапевты прежде всего хотят, чтобы клиент сам обратил на них внимание, заметил несоответствие между своей потребностью, условиями внешней среды и теми действиями, которые он предпринимает (или не предпринимает) для удовлетворения своей потребности. Терапевтам важно, чтобы клиент самостоятельно оценил плюсы и минусы своего поведения в предъявляемой на терапию ситуации, и в следующий раз сделал осознанный выбор, соответствующей условиям среды – продолжать так же, чтобы защититься или попробовать иначе, чтобы не мешать самому себе удовлетворять свои потребности и получать удовольствие от жизни.

Автор Ореховая Вера Юрьевна

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

6 Причин, почему люди лгут и обвиняют других в том, в чем сами виноваты… (С.В. Ковалев)