К основному контенту

Позитивные функции отрицательных эмоций

Ведь, если звезды зажигают - Значит - это кому-нибудь нужно?
В.В. Маяковский
Если отрицательные эмоции существуют, значит это для чего-нибудь нужно!
И что самое интересное, отрицательные эмоции человеку необходимы больше, чем положительные. Все дело в том, что отрицательные эмоции являются сигналом тревоги для организма. Они длятся больше положительных потому, что сигнал тревоги должен звучать до тех пор, пока опасность не будет устранена.

Положительные эмоции - это сигнал возвращения благополучия, и поэтому они длятся недолго.
Отрицательные эмоции возникают вследствие неудовлетворения потребности. Эти эмоции необходимы для того, чтобы оценить степень неуспешности достижения цели.
Неудовлетворенные потребности переживаются нами как состояние беспокойства и неудовольствия. Отрицательные эмоции призваны направлять организм на поиски новых способов получения искомого результата. Именно поэтому нет никакой целесообразности погружаться и пребывать долгое время в негативных состояниях.Отрицательная эмоция - это сигнал к действию, а не бездействию.
Стрессовые эмоции, к которым относятся гнев, печаль и страх, направленно мобилизуют человека на адаптацию, изменяя его готовность к действию. 
Вот они, основные функции некоторых отрицательных эмоций.
1. Страх - защитная реакция на реальную или мнимую опасность. Страх организует поведение, направленное на устранение угрозы.
2. Печаль - эмоциональная реакция на утрату значимых отношений с другими людьми или ценностей (самоуважения, работы). Печаль направляет деятельность человека на построение новых отношений с людьми, восполнение понесенной утраты, обретение новых жизненных целей и смыслов.
3. Отвращение - эмоция, позволяющая избежать боли и неприятных на вкус и потенциально опасных вещей. Отвращение сигнализирует другому человеку о том, что он должен изменить свою внешность, манеры или поведение, чтобы не быть отвергнутым.
4. Презрение - эмоциональное переживание своего превосходства над человеком, совершившим недостойный поступок. Презрение укрепляет групповые нормы.
5. Гнев - эмоциональное переживание препятствия к достижению цели, ограничения физической или психологической свободы, оскорбления, обмана. Гнев служит устранению препятствий и удовлетворению потребностей, мобилизует энергию для активной самозащиты, повышает уверенность в себе, понижает страх при наличии опасности.
6. Стыд - эмоциональное переживание своей неумелости и несоответствия социальным требованиям. Благодаря стыду человек приобретает умение учитывать социальные оценки, мнения и чувства окружающих, социальные нормы.
7. Вина - эмоциональное отражение совести как ответственного отношения к своему поведению и следования своим убеждениям. Вина направляет поведение человека на исправление совершенного и возмещение нанесенного другому ущерба.
Вот такие неоднозначные отрицательные эмоции.
Узнавайте, принимайте и любите свои отрицательные эмоции. А главное, помните, что отрицательные эмоции нужны для мобилизации к действию, к изменению поведения, отношения. Поэтому действуйте, а не переживайте!
Бутузова Юлия Александровна

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии

«Практикум по гештальт-терапии» справедливо относят к числу классических работ по теории и практике гештальт-терапии - одному из ведущих направлений мировой психотерапии. Эта книга развивает теорию метода и предлагает десятки упражнений-экспериментов, помогающих читателю заново открыть самого себя, осознать свои истинные устремления и потребности и научиться эффективно и с удовольствием проживать собственную жизнь.

Аудиокнига Перлз Ф. "Эго, голод и агрессия"

Фредерик Перлз - выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.
С издания его книги "Эго, Голод и Агрессия" начинается отсчет нового направления психотерапии.
Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Карен Хорни - немецко-американский психолог, психоаналитик, ученица З. Фрейда, разработавшая наряду с К.Г. Юнгом и Э. Фроммом новый подход к психоанализу. В книге представлено описание невротической личности, с ее конфликтами, переживаниями и многочисленными затруднениями, испытываемыми во взаимоотношениях с окружающим миром. Рассматривая различные типы неврозов, автор сосредотачивается на описании определенной структуры характера, присущей, в той или иной степени, всем невротикам и приходит к выводу о существенной важности воспитания для развития личности.