Что такое психология жертвы?

Очень многие сталкиваются по жизни с так называемыми «жертвами» - это те люди, которые все время жалуются, скулят, просят о помощи, рассказывают о своих несчастьях и своем бессилии перед обстоятельствами. Никто не любит таких людей и старается с ними поменьше общаться. И, конечно же, мало кто признается в том, что он сам является жертвой.


Все мы, так или иначе, попадали в такие ситуации, когда обстоятельства брали верх. Для нашего общежертва предательства в порядке вещей не брать на себя личную ответственность за все, что с тобой происходит. У нас не считается общепринятой философия о том, что мы сами своим внутренним миром притягиваем к себе те или иные обстоятельства, а значит, несем за это полную ответственность. Люди любят вопрошать: «За что? За какие грехи? Почему я?» - это признаки жертвенного мышления. Такие люди не желают узнать, чем именно внутри себя они вызвали эту ситуацию и не хотят брать на себя ответственность. «Жертвы»  абсолютно не согласны с тем, что в них самих, в их поведении, образе жизни и мыслях есть  что-то такое, за что их стоит так «наказывать».

Как это ни парадоксально, но быть жертвой в определенных обстоятельствах или в определенном кругу людей порой бывает выгодно. Бывают проблемы, которые мешают нам делать то, что мы хотим. А бывают проблемы, которые помогают нам не делать того, чего мы не хотим. Это называется вторичной выгодой. Например, если у вас на руках экзема, то это прекрасный повод, чтобы никогда не мыть посуду. Если вы простыли, то вам не придется идти в любую погоду гулять с собакой. А если вы мать троих маленьких детей, то в ближайшие несколько лет вам можно не беспокоиться о сложностях карьерного роста. Беспокойство за престарелых родителей не позволяет вам покинуть их дом или уехать от них далеко и столкнуться со сложностями самостоятельной жизни.

Жертва не просто находит повод не делать того, чего не хочет она, но и заставляет других делать то, и вести себя с ней так, как для нее будет выгодно. Добивается она этого с помощью манипуляций, пользуясь своим жертвенным положением. Способов манипуляции очень много и они зависят от того, какую именно роль предпочитает играть жертва.

psyh-olog.ru
 Вот шесть самых распространенных ролей жертвы.
  • Роль первая – Инфантильная жертва
  • Роль вторая – Агрессивная жертва
  • Роль третья – Депрессивная жертва
  • Роль четвертая – Зависимая жертва
  • Роль пятая – Самовлюбленная жертва
  • Роль шестая – Нищая жертва





Роль первая – Инфантильная жертва.




Эту роль часто используют изнеженные и избалованные люди. Она дает возможность привлечь много внимания и любви от окружающих, позволяет достичь положения в обществе. С другой стороны, изнеженность и избалованность может привести к тому, что вскоре ни психика, ни организм в целом просто не смогут противостоять мало-мальски серьезным неприятностям – человек становится инфантильным. Инфантильность является следствием нескольких психологических комплексов: нежелание расти и взрослеть, нежелание принимать свой возраст, стремление «молодиться», боязнь ответственности взрослой жизни, эгоизм, нежелание развиваться внутренне, уход от реальности. Инфантильная жертва проявляет безответственность, несамостоятельность, часто обижается (кстати об обидах), демонстрирует «искреннее» непонимание того, что  ей понимать не выгодно, чтобы не пришлось делать самой.

Роль вторая – Агрессивная жертва.

Эта роль жертвы совершенно противоположная первой.  Цель этой жертвы – манипулировать через оскорбления, причиняющие другому человеку (объекту манипуляции) психологический, а иногда и физический дискомфорт, вызывая вагрессивная жертва нем чувство вины и стыда за свое ослушание. Агрессивная жертва держит объект своей манипуляции в страхе, напряженности и подавленности, не выходя при этом из роли жертвы, обвиняя всех в том, что ее довели до этого состояния, разозлили, вынудили кричать и т.д.

Агрессивная жертва может проявиться из Инфантильной жертвы (деликатной особы), когда та, не добившись желаемого результата, становиться агрессивной и даже жестокой. В жизни мы можем встретить массу примеров, когда «принц» женится, на «настоящей принцессе», а затем она превращается в требовательную и склочную бабу.

Роль третья – Депрессивная жертва.

Эта жертва всегда больная и скулящая, пессимистичная и беспомощная. Внимание и заботу она привлекает «пением жалоб», и порой, придуманными заболеваниями, которые затем действительно появляются в виде психосоматических заболеваний. Эта жертва все время находится в депрессивном состоянии, она всегда погружена с головой в такие мучительно-тягостные переживания как тоска, печаль, отчаяние, несчастье, подавленность и отвержение. Остановить ее в своих жалобах практически невозможно – она обижается и оскорбляется вашим не интересом к ее персоне. Но и проявив хоть каплю сочувствия к такой жертве и показать ей, что вам она не безразлична – будет ошибкой, Депрессивная жертва не выговориться никогда.

Роль четвертая – Зависимая жертва.

Зависимая жертва – это жертва, теряющая себя в пространстве другого человека. Я не есть Я. Я = Другой. Человек растворяется, утрачивает свои собственные границы в другом, происходит их полное слияние. Такие отношения являются разрушительными для обоих. Зависимая жертва подчиняет собственные интересы интересам другого человека. Она не может быть самостоятельной и свободной в выборе своего поведения. Такая жертва готова соглашаться с другими из страха быть отвергнутой. Она готова добровольно идти на выполнение унизительных, неприятных или тяжелых работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих. Зависимая жертва очень плохо переносит одиночество. Она ощущает себя опустошенной и беспомощной, когда обрывается близкая связь. Ее охватывает страх быть отвергнутой. Зависимая жертва очень ранима, податлива малейшей критике или неодобрению со стороны.

Роль пятая – Самовлюбленная жертва.

Эта жертва – фанат самого себя. Она характеризуется чрезмерной самовлюбленностью, а так же ощущением собственной чрезмерной важности и значимости, сильным эгоцентризмом, направленностью на себя и ощущением себя особо важной, многозначащей персоной.  Она считает, что она всегда права и все должно быть так, как она хочет, и взамен отдавать ничего не обязана – не царское это дело. Суть жертвы заключается в том, что она считает себя «королевой» или «королем», хотя таковыми не является, она манипулирует людьми как свитой и не больше, обеспечивая себе достойные, по ее мнению, условия для жизни. Такая жертва отличается сильной ревностью по отношению к "объектам обладания".

Роль шестая – Нищая жертва.

Эта роль жертвы присуща чаще всего не старым, а молодым людям, вполне здоровым и трудоспособным. Жалуясь на свое нищенство, эта жертва не желает при этом работать, ищет отговорки, чтобы не пойти на повышение, или и вовсе не устраиваться на работу.  Такая жертва может жаловаться на низкую зарплату и статус в обществе, но, имея все данные для перехода на более высокооплачиваемую работу, не делает это. Как и любая другая жертва, эта жертва не ищет причин в себе, она обвиняет во всем дурака начальника, правительство, страну и т.д. Есть даже целое движение среди молодежи – хиппи – они не работают, а нищенствуют (аскают), прикрываясь и оправдывая свои действия определенной философией, они против правительства, против денег и ведут паразитарный образ жизни.

Одна из главных целей всех ролей жертвы - получить поддержку, в которой жертва исключительно по ее собственным представлениям нуждается, т.е. быть паразитом. Каждый из представителей этих ролей паразитирует. Так инфантильнаяжертва манипулятор жертва искусно «высасывает» из своего донора внимание, сочувствие и даже любовь. Агрессивная жертва достаточно жестко требует всего того, чего только ей захочется, абсолютно ничего не делая сама, ведь ей все должны. Депрессивная жертва «обескровливает» донора в результате откачки положительной энергии при помощи нытья и вечного скуления. Зависимая жертва полностью зависит от «пищи» получаемой от хозяина, и если источник иссякает – она гибнет. Самовлюбленная жертва берет все необходимое от окружающего мира, ничего не отдавая взамен. Нищей жертве присущи все вышеперечисленные черты паразитизма, это паразит паразитов: она постоянно питается за счет других, полностью от них зависимая и представляет определенную опасность для окружающих.

Любая из ролей жертвы это искусственная роль, всего лишь маска, но она настолько глубоко вросла в личность, что человек не может эту роль отделить от себя и действовать как-то по-другому.

Жертвой не рождаются, жертвой становятся, и становление это начинается с самого раннего детства. Примем ли мы роль жертвы, и какого характера будет эта роль, зависит от нашего прошлого опыта: от воспитания, которое нам дали родители, от той концепции мира, которой они нас научили, и которую они нам показали на личном примере. Ведь если сами родители всю жизнь были жертвой обстоятельств или друг друга, то ребенок неосознанно и совершенно безоценочно впитывает эти модели поведения, и в своих семейных отношениях в будущем будет вести себя точно так же как один из родителей.

Комплекс жертвы это целая система установок, постулатов, внушений и убеждений, которыми наградило нас наше прошлое, наши родители, учителя, родственники и даже наш «друг» телевизор.  Если вы хотите что бы «жертвы» навсегда покинули вашу жизнь и перестали вами манипулировать или сами хотите выйти из статуса жертвы, необходимо очень тщательно работать над своим прошлым и его последствиями. Статус жертвы это очень массивное образование, которое глубоко засело в личности. Избавиться от него, не затрагивая всей личности целиком, невозможно.

Человек может быть жертвой не только в межличностных отношениях, но и в социальном плане. Есть такое понятие как социальная роль жертвы, где агрессором выступает общество. Социальные роли не так глубоко укоренились в нас как игровые роли жертвы и от них легче избавиться. Но, как правило, если уж человек примерил на себя роль жертвы в любом ее виде, то его «гардероб» одной ролью не ограничится. В людях, которые являются жертвами по своей сути, сочетается много масок и ролей жертв, и все они взаимодействуют между собой, дополняя друг друга.

Считается, что социальная роль жертвы навязана человеку другими и не выбирается добровольно. Но это не значит что тот, кому навязали эту роль, вовсе не виноват и не заслужил такого ярлыка. Социальная роль присваивается человеку исходя из его индивидуальных черт, его поведения, способа общения ит.д. Интересен тот факт, что не только общество «клеймит» человека, но и сам человек полностью соглашается с навешанным на него ярлыком. Скорее всего, изначально сам человек и запускает эту программу «ярлыка» изнутри себя, а общество лишь считывает его сигналы и подтверждает опасения и страхи.

Есть несколько социальных ролей жертвы, вот самые основные:

Роль первая – «Козел отпущения»

Такого человека обвиняют во всех «смертных грехах», сваливают на него ответственность за неудачи икомплекс жертвы - козел отпущения ошибки других и «козел отпущения» не смотря на страдальческий и оскорбленный  вид, с удовольствием принимает эту ответственность. На самом деле внутри он гордиться оказанной ему «честью» и масштабом его ответственности. Но постоянно «отдуваясь за других» он забывает про самого себя и свою личную ответственность. «Козел отпущения» так же инфантилен, как и все остальные жертвы, он не видит границ личной ответственности и ее важность. Такие люди считают, что гораздо важнее и «почетнее» продолжать выполнять их социальную роль «козла отпущения»  – если не он, то кто же тогда? Такие люди игнорируют свою жизнь и собственные проблемы, они живут чужими делами и заботами, при этом не переставая жаловаться, что все на них «ездят, свесив ножки».

Роль вторая – «Покорная жертва» или Психология раба

Раб это беспрекословный, повинующийся, «маленький человек». Отсутствие внутренней  социальнойкомплекс жертвы - покорная жертва зрелости и ответственности делает таких людей чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и поведения других людей. Такие люди легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимость, становятся под влиянием  дурных компаний правонарушителями и даже преступниками, т.е. рабами обстоятельств, других людей, предметов, рабами своих пагубных страстей и желаний. Покорная жертва неполноценна без других людей, без своих вещей, без пагубной привычки (например, курение) – она не ощущает себя кем-то стоящим без всего этого. Покорная жертва не способна к самостоятельным действиям, наделена инстинктом подчинения – «как скажешь, так и будет», «куда все, туда и я». Сама возможность выбора пугает эту жертву,и она часто передаетдругому право решать за нее. Она совсем потеряла себя, она не знает, кто она и чего хочет, поэтому часто безмолвна и не отстаивает своего мнения, его просто нет.

Роль третья – «Белая ворона»

Вообще «Белая ворона» это человек, который резко отличается от других, считается остальнымкомплекс жертвы - белая ворона большинством необычным, человеком со странностями, чудаком и даже изгоем, на основании не всегда существенных и значительных факторах и критериях его «инакости»: одежда, внешний вид, говор, походка, образ мышления и т.д. Про таких людей часто распространяются слухи и сплетни, в которых «белой вороне» приписывают различные ярлыки и даже делают его сумасшедшим.  Человек, играющий роль Белой вороны, постоянно подвергается психологическому террору и прессингу со стороны окружения, что вызывает у него комплекс неполноценности.

Как и все другие жертвы, Белая ворона сама провоцирует такое отношение к себе своим поведением и внешним видом, и извлекает из него максимальную выгоду. Она точно так же инфантильна, как и другие роли, прикрываясь прессингом со стороны людей, она снимает с себя ответственность за свою жизнь. Прикидываясь аутсайдером, она может снять с себя много социальных обязательств, демонстрируя полную не адаптацию в обществе. Прикрываясь всеми навешанными на нее ярлыками, она делает, что ей выгодно, и получает возможность делать только то, что хочет, только то что ей нравится. Сама же «белая ворона» считает, что она ни в чем не виновата, что на нее нападают по необъективной причине. Более того, она начинает гордиться своим статусом не такой как все, подразумевая под этим, что она лучше остальных. Но на самом деле за этим скрывается неуверенность, инфантильность, неумение общаться с людьми и эмоциональная незрелость.
Комплекс жертвы характеризуется следующими чертами:

  •     инфантильность и эмоциональная незрелость
  •     очень низкий уровень осознанности
  •     не желание брать ответственность за себя и свою жизнь

Все эти черты личности формируются еще в детстве и не только нашими родителями, но и всем окружением в целом. Большинство из нас в детстве просто дрессировали как собак, наказывая за наши действия, которые по какой-то причине показались родителям неправильными,чем сформировали в нас раличные детские травмы. Отсюда в каждом из нас сидит боязнь делать что-то самостоятельно, ведь если нет никаких действий, то и отвечать ни за что не придется, и наказания не последует. Многие живут с этим, им удобно и комфортно в роли жертв, их вполне устраивает, что они не творцы своей жизни и что он них ничего не зависит, для многих утрата контроля над своей жизнью и осознанности не очень высокая плата за избавление от ответственности.

Но есть и люди, которых статус жертвы не устраивает, но у них нет уже сил «отобрать» свою жизнь и избавиться от комплекса жертвыответственность за нее у других. Ведь чтобы избавиться от комплекса жертвы нужно решить не только все проблемы связанные с детством, прошлым, все конфликты с родителями и родственниками, но и перестать действовать по тем «жертвенным» программам, которые нам передали вместе с воспитанием. Необходимо не просто изменить пару поведенческих шаблонов, а перестроить себя целиком

Комплекс жертвы порождается большим количеством причин и затрагивает глубокие пласты вашей личности. Сюда входит и недоверие к миру, и недостаток родительской любви и заботы, и перекладывание ответственности на других и неспособность принять ее на себя, ненормальная тревожность родителей и многое другое. Если вы хотите перестать быть жертвой, вам нужно осознать одно -  нельзя избавиться от своей жертвенности не устранив абсолютно всех причин, ее вызвавших, так как, убрав один аспект проблемы, она покажет себя с другой стороны.

Порой мы манипулируем другими, пытаясь получить ту поддержку, в которой по собственным предположениям нуждаемся. Мы можем добиваться этой поддержки через скандал и ругань, через угрозы и мольбы, используя чувство вины и стыда. Играя в эти игры, мы не замечаем, как превращаемся в вечную жертву, которой все время нужна помощь, внимание, которая сетует на неподобающее и незаслуженное отношение к ней, и которая совершенно и полностью зависима от других людей. Люди, играющие вначале игровые роли, которые рано или поздно переходят в позицию жертвы, как правило, погибают сами и втягивают в этот разрушительный процесс все окружение. Они чаще других подвержены психосоматическим заболеваниям и используют их как еще один способ манипуляции.




Но пора перестать вешать себе «медальки на грудь» за жертвенность и разобраться в том, на самом ли Синдром жертвыделе жертва такая «бедная и несчастная» и заслуживает к себе особого отношения. Жертва на самом деле это не «жертва», а искусный манипулятор и цель его манипуляций получить поддержку от другого. Совершенно не важно, нужна ли эта поддержка жертве на самом деле, главное, что она полностью убеждена в том, что без вас никак, что вы ей должны, что это ваша обязанность по отношению к ней и т.д. Да и вас она в своей необходимости убеждает через социальные стереотипы (я же мать, ты должен мне помогать; я же тебя воспитывала и растила, а ты как мне за это отплачиваешь; я для тебя все делаю, молодость свою тебе отдала, а ты … ) или может это вы убеждаете других в том, что они вам необходимы? Достаточно удобная позиция для жертвы, заключающаяся в поиске ресурсов во внешнем мире, в других людях. Безусловно, мы живем в обществе и для того, чтобы развиваться нам необходимо общение. Но в данном случае такой поиск поддержки подобен паразитизму.

В нашем обществе паразитизм культивируется в самом беспредельном виде. Проявление паразитизма внутри общества многообразны. Благодаря искусной манипуляции жертвы все виды такого паразитизма вполне гармонично вписываются в морально ценностные установки человека, благодаря которым жертва управляет этим человеком. Людей воспитывают быть жертвами и брать с них пример.

Добровольно жертва никогда не захочет из этой роли выходить – ей на 200% она выгодна. Жертва никогда не сознается, что она играет роль жертвы, ведь для нее это не роль, а вся ее жизнь. Мир жертвы-манипулятора настолько ограничен, что она не видит ничего кроме своей персоны. Для нее важно только то, что бы другие оправдывали ее ожидания и велись на манипуляцию. Жертва никогда не довольна до конца, она либо в бешенстве от того, что ее манипуляция разрушена, либо она разочарована тем, что вы не со сто процентной отдачей играете в ее игры.

Все роли жертвы, вызваны недостатком зрелости и не желанием заниматься саморазвитием.

Но если вы на сто процентов уверенны в том, что вы-то как раз не жертва, а жертвы все вокруг вас и вы не знаете, как с ними бороться, не спешите делать выводы, подумайте… Раз вас используют жертвыДобровольная жертва в своих целях и манипулируют вами, то вы все-таки жертва той самой Жертвы.  Но есть еще один интересный факт в психологии: жертвы вокруг нас являются всего лишь отражением жертвы внутри нас, которую мы не хотим замечать.

Роль жертвы это исключительно искусственный уровень. Этот уровень сформирован нашей личностью, нашим Эго. Под этим уровнем лежит уровень «тупика», в который жертва попадает, если лишается поддержки со стороны окружения. Так как сама она не в состоянии оказать поддержку самой себе, то чувствует себя потерянной, брошенной  и обманутой. Эта ситуация почти невыносима для жертвы.

И здесь многое зависит от психологических особенностей самой личности. Разоблаченной жертве приходится искать ресурсы в самой себе. Если этого не происходит, все игровые роли неизбежно переходят в позицию жертвы – более ригидное образование, когда уже человек говорит: «а я по другому не умею, не могу и не хочу!».

Если человек сможет достойно преодолеть уровень «тупика», он выходит на следующий уровень, уровень «внутреннего взрыва» или «смерти». Что же умирает? Умирают иллюзии, ожидания, алчное стремление заполучить как можно больше, умирают в целом все старые представления о себе, умирает скудная, нищая душонка. Мы должны дать возможность умереть всему старому, что бы родиться в новом качестве, и уже не в качестве жертвы, а в качестве автора своей жизни.

На данный момент существует много психотехник, доступных каждому. Одна из них, и на наш взгляд самая лучшая и законченная, поскольку она является полностью самостоятельной и готовой к использованию, это техника «Байбак». Не смотря на несерьезное название, которое, как правило, отпугивает лишь поверхностных людей, не желающих работать с собой, эта техника сильная и дает быстрые результаты и глубокие изменения. Она позволяет навсегда избавиться от жертвенности, от пустых иллюзий и ожиданий, от старых представлений о себе и других людях, о мире в целом – от всего того, что питает Жертву внутри нас.

Чтобы ознакомиться с техникой, заполните форму внизу страницы и получите книгу, и не забудьте сохранить ее на своем компьютере – она вам еще пригодится.

Сбросьте с себя маску жертвенности и станьте автором своей жизни!

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

Аудиокнига Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост