К основному контенту

Умный и бедный

«Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» — эта фраза встречается очень часто и известна еще со времен античного Фалеса, но… Где же вывод? 

«Благородная бедность»
Ладно, когда фраза звучит жестче, тут все понятно: «Если ты такой умный, почему ты такой мертвый?» — ирония вполне ясна.

Дескать, был бы умнее, остался бы жив. Но как только речь заходит о богатстве, ясность картины расплывается. Ну не хочется «кандидатам в доктора» или просто «интеллектуальной соли земли» продолжить мысль: был бы умнее, был бы и побогаче. А так, значит — глуп.

Да, читал Сартра, да, перемножаешь в уме семизначные числа, а все равно — глуп. Да, шеф не понимает твоего тонкого юмора, а пошлые обыватели — порывов души, но таки все равно — глуп. Так что ли? Да как же так?!

И делает интеллектуальная элита тонкий свой финт ушами. И вот уже фраза «Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный» звучит гордо и звенит ноткой мудрой горечи. Мол, такой век, такие люди. Не ценят, не понимают, не прислушиваются… не платят. И вот уже истинный и глубокий ум оценивается «в своем кругу» по соответствующей бедности. Не разменял себя. Не продался. Не пошел на поводу. Вот уже бедность становится свидетельством «настоящего» ума. Настоящего, а не какого-то там пошлого-рваческого-торгашеского-обывательского. И слово «бизнесмен» сплевывается насмешливо и сочувствием.

Готово. Теперь бедность — это заслуга. Это доказательство ума. А вовсе не глупости. Что, съели?

Но все-таки ироничные вопросы тех, что побогаче, почему-то раздражают умных и бедных. Почему?

Какой умный, такой и бедный

Правильный ответ звучит так: «Ты такой бедный именно потому, что ты такой умный». Был бы умен по-другому, был бы богаче.  И не будем презрительно и насмешливо смотреть с той или другой стороны. Разберемся. Какой ум ведет к бедности, а какой к богатству. Идет? Не будем здесь вдаваться в историю, откуда что взялось. Перейдем сразу к выводам. Они кажутся простыми и интересными.

Две характеристики делают человека умным и бедным или…  богатым: ограниченность и воображение. Если это нарисовать, то получается вот что. Справа налево — ось от воображения совсем бедного («Чего я не видел, того в мире нет»), до безудержно богатого («Если бы человек оседлал луч света, то в зеркале он не увидел бы себя»). Снизу до «нуля» прочертим ось ограничений материальных, фактических (заборы, милиция, кулаки соседа, сила тяжести), а от «нуля» выше ограничения окажутся уже умозрительными (правила, мораль, привычка, опасения, суеверия и прочее «знание»).

Вот так.

Получаются четыре любопытных квадрата:

  1. Умный и бедный: Много воображения и много умозрительных ограничений. Здесь воображение главным образом подтверждает и усиливает эти самые ограничения. Фантазия либо укладывается в ограничения-рамки и бурлит в специально отведенном направлении, либо подавляется. Умный и бедный стремится «соответствовать»: моде, правилам, пожеланиям, ожиданиям, нормам и традициям, напрягая фантазию для того, чтобы оказаться хоть и «лучшим из», но все же «одним из». В большинстве случаев Умные и бедные работают на кого-то. И ухитряются одновременно уважать себя за это и не уважать своих работодателей. 
  2. Мелкий собственник: Умозрительных, воображаемых ограничений меньше: ведь воображение бедное. Впрочем, полета фантазии тоже нет. По этой же причине. Мелкого собственника не увлечешь высокой идеей, ему пахать надо. В прямом и переносном смысле. Ум его крестьянский: крепкий, без высоколобых заморочек, прямой и очень «фактический». Потому мы и называем этот второй тип «Фермером». У фермера тоже есть мораль-совесть. Простая и понятная. Не убей, не укради. Око за око, зуб за зуб. Добро — это добро мне (а не вообще) и конкретное (дела, факты, а не слова). За добро надо платить. За зло — бить. А идеи ваши — это все так, блажь. Тут сенокос, капусту надо рубить, а вы со своими «чувствами прекрасного» и прочей лабудой. Фермеры обычно работают на себя и на свою семью. Даже если формально работают на кого-то.
  3. Беспредельщик: Воображения мало, а моральных ограничений нет вовсе. «Я хочу» и «Это мое» беспредельщика могут ограничить лишь фактические, материальные барьеры: кулак, пуля, решетка, забор и тому подобное. Естественная в этой ситуации жестокость к тем, кто не отдает «мое» (не «делится») не сдерживается ни сочувствием (не хватает воображения), ни воспитанием (умозрительные ограничения не действуют). Беспредельщики не работают в обычном смысле этого слова. Если они и напрягаются,  то для того, чтобы отнять, отобрать, наложить дань. И не надо думать, что это обязательно рекетиры и бандиты. То же самое вело в бой и исторических вожаков, атаманов, будущих князей, принцев, герцогов и королей. Еще двести лет назад «право сильного» было едва ли не основным. Да и сегодня часто оказывается в почете. Например у сотрудников силовых структур. Чем больше у беспредельщика силы (то есть чем меньше фактических ограничений), тем безудержнее и опаснее он становится. Крайние беспредельщики известны также как «отморозки».
  4. Хитрый Проныра:  Богатое воображение Хитрого Проныры направлено не на возведение умозрительных ограничений, а на обход фактических. Да и вообще, Хитрый Проныра не склонен строить. Он любит не сооружения, а пути. Присвоить, а не создать — это роднит Проныру с Беспредельщиком. Но, в отличие от Беспредельщика, он не склонен отбирать с использованием грубой силы. А вот обыграть, объегорить, обхитрить — это его стихия. В мелком своем варианте Хитрый Проныра оборачивается банальным Мошенником. В крупном масштабе это Финансовый Магнат или Отец Церкви, Иезуит с большой буквы.
Обобщая, мы можем сказать, что Умные-и-бедные работают на Хитрых Проныр (чаще) и Фермеров (реже). В ситуации безвыходности Умные-и-бедные работают и на Беспредельщиков, но уже больше из страха, чем из своих собственных заморочек.

Беспредельщики обирают Фермеров (чаще) и Умных-и-бедных (реже, потому что взять можно меньше). Нанимать на работу в прямом смысле этого слова Беспредельщикам не свойственно: они больше приветствуют рабство, поскольку платить совершенно не в их привычках.

В большинстве случаев на вершине оказываются Хитрые Проныры. Именно они в конечном итоге контролируют Беспредельщиков (силовыми методами, с использованием Умных-и-бедных-но-верных), и оттягивают созданное Фермерами одеяло на себя.

Автор Т.В. Гагин
Источник

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии

«Практикум по гештальт-терапии» справедливо относят к числу классических работ по теории и практике гештальт-терапии - одному из ведущих направлений мировой психотерапии. Эта книга развивает теорию метода и предлагает десятки упражнений-экспериментов, помогающих читателю заново открыть самого себя, осознать свои истинные устремления и потребности и научиться эффективно и с удовольствием проживать собственную жизнь.

Аудиокнига Перлз Ф. "Эго, голод и агрессия"

Фредерик Перлз - выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.
С издания его книги "Эго, Голод и Агрессия" начинается отсчет нового направления психотерапии.
Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Карен Хорни - немецко-американский психолог, психоаналитик, ученица З. Фрейда, разработавшая наряду с К.Г. Юнгом и Э. Фроммом новый подход к психоанализу. В книге представлено описание невротической личности, с ее конфликтами, переживаниями и многочисленными затруднениями, испытываемыми во взаимоотношениях с окружающим миром. Рассматривая различные типы неврозов, автор сосредотачивается на описании определенной структуры характера, присущей, в той или иной степени, всем невротикам и приходит к выводу о существенной важности воспитания для развития личности.