Что подарить? Психология подарков

Свой вклад в понимание сущности подарка внесли и 3. Фрейд, и М. Мид, и И. Гёте. Можно сказать, что на сегодняшний день теория подарка составляет отдельную науку. Она не связана ни с этикетом, ни с новыми формами дарения, ни с изменением ассортимента подарков, ни с полезностью или бесполезностью дара. А только с психологией дарителя и получателя подарка. Удовольствие дарить ничуть не меньше, чем
радость от получения подарка. Мы все это любим, но, оказывается, делаем по-разному — в зависимости от того, к какому психологическому типу относимся.

Каждого человека можно определить как интроверта и экстраверта, можно как холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика. Но есть и другая градация, еще более подходящая к теории и практике подарка: кинестетики — те, кто воспринимает мир «на ощупь», визуалы — для них главное — зрительное восприятие, аудиалы — им важно слышать окружающих и дискреты — люди-«улитки», старающиеся отгородиться от мира.

Наиболее распространенный тип человека — кинестетики (40% населения). Психологи утверждают, что распознать их легко: жесты этих людей направлены к себе, во время общения они могут не смотреть на собеседника, но будут постоянно касаться его рукой. Им кажется, что таким образом они контролируют внимание к себе. Обычно кинестетики — очень ласковые и чуткие люди, отличные семьянины и надежные друзья. В проявлении чувств они открыты, 70% кинестетиков — экстраверты.

Идеальные подарки кинестетикам — теплые вещи, в прямом и переносном смысле этого слова: свитер (идеально, если вы сами его свяжете), тортик (домашнего приготовления), свеча в деревянном или керамическом подсвечнике или светильник в теплых красно-желтых тонах.

Нежелательные подарки: перчатки — они блокируют связь с миром и с вами; картины — занимают внимание владельцев лишь на несколько минут; все, что сделано из стекла, железа и других холодных металлов.

Визуалы также достаточно распространенная группа — их 30%. Для этих людей главный контакт с миром — зрительный. Визуал смотрит собеседнику в глаза и требует от него того же. Он уверен, что его слушают только тогда, когда на него смотрят. Визуалы не терпят прикосновений и тем более объятий, а также всего, что нарушает их личное пространство. Часто они кажутся заносчивыми снобами, хотя это не всегда так.

Люди этого типа - большие ценители искусства, поэтому вещь для них должна быть прежде всего красивой и изысканной; практическая польза от нее менее ценима визуалом. Подарок такому человеку лучше выбирать в художественных салонах, там можно найти по-настоящему редкую, эксклюзивную вещь. Понравятся визуалу кстати, фотоаппарат и другие фотопринадлежности.

Дискреты составляют лишь 20% населения. Трудный, полностью закрытый тип людей с определенными комплексами. Они боятся общения и подсознательно разрывают свои связи с миром. Из этого типа людей выходят великие шахматисты и ученые-исследователи, они собранны и точны, но крайне чувствительны. Терпеть не могут, когда в разговоре затрагивается их личная жизнь; они повышенно эмоциональны и болезненно ранимы. Обидит их и подарок личного свойства, как, например, духи или бритва, не стоит также дарить им телефон, пейджер и т. п. Лучше преподнесите конфеты и фрукты, альбомы по искусству или нитки для вязания.

И наконец, самый редкий тип человека — аудиалы (10%). Как понятно из названия, аудиалы воспринимают мир в основном на слух. Представители этой группы обладают удивительно острым слухом и отличной памятью. Они прекрасные слушатели, запоминающие мельчайшие подробности рассказа, но обижаются, если их перебивают. Из людей этого типа получаются талантливые музыканты и педагоги. Разумеется, лучший подарок аудиалу — кассеты (компакт-диски) с любимой музыкой или механизмы для прослушивания музыки  —  плеер, магнитофон, музыкальный центр, радиоприемник. А вот видеокассеты или будильники им дарить не стоит.

А теперь давайте рассмотрим разные типы дарителя. Любопытно исследование французского культуролога Марселя Мосса «Эссе о даре». По его мнению, подарок представляет собой не собственно вещь, а скорее самого человека, который его преподносит, то есть дар хранит в себе частицу сущности дарителя, его сакральной силы. И потому это «не бескорыстное самоотречение, а жест экспансии», распространение человека за собственные «личные» пределы. Принести подарок — значит передать часть своего «Я». Связь через подарки во всех культурах — это материальное выражение связи душ.

Неоспоримо, что безответный дар закабаляет получившего его, ставит в зависимость от дарителя. Обратимся к литературе, с древних времен предостерегавшей от экспансии подарков. Троянский конь, подаренный ахейцами, и крылатое выражение: «Бойся данайцев, дары приносящих». Ящик Пандоры, содержавший болезни, голод и бедствия, был ее свадебным подарком. В пушкинской «Сказке о Золотом петушке» подарок колдуна обернулся крахом и царства, и царя. В русских сказках часто за свою услугу волшебник просил пустяковый подарок — «то, чего ты не знаешь дома». А оборачивалось согласие на такой обмен необходимостью отдать колдуну ни много ни мало новорожденного сына-наследника.

Эту же экспансию проявляют и подарки влюбленных, хотя и влекут совсем иные последствия. Безусловно, дорогие подарки обязывают к продлению отношений, но в то же время они говорят: в будущем этот сладкий плен обещает продолжение удовольствий, а не унылые будни.

Желание влюбленного поработить, завоевать и привязать к себе через дары настолько трогательно и очаровательно, что оно нас завораживает. Но будьте внимательны к дарящему. Что именно он говорит вам своим даром?

Бывает, как в английском стишке «Три подарка», подарок является проверкой, требующей выносливости:

Полдюжины булавок я вам преподношу

И быть моей женою

Покорно вас прошу.

Надеюсь, вы пойдете

Плясать со мной, со мной

И будете моей женой!

Подарок был отвергнут. Но кавалер возобновил свои попытки:

Хрустальный колокольчик Дарю я вам, мой друг, Когда проснетесь ночью, Будите ваших слуг.

Припев тот же, и снова — отказ. И новый подарок:

Принес я вам колечко, любви последний дар, — Алмазное колечко и бархатный футляр.

За этим подношением снова последовало предложение руки и сердца. И несговорчивая дама было согласилась. Но возлюбленная не выдержала проверки дарами, и жених от нее отказался. Однако проиграл и даритель — его захлестнуло собственное злорадство, восторг от правильно расставленной ловушки, и он забыл, ради чего все это затевалось. Думается, несостоявшейся невесте крупно повезло: какие капканы ей сулила совместная жизнь с таким человеком?! Или возьмем пример из андерсеновской истории «Свинопас». Принцесса не смогла прочесть в королевских подарках — розе и соловье глубокие подлинные чувства принца. И потому не оценила ни даров, ни юноши. Пределом ее желаний были поделки свинопаса — горшочек, трещотка, и, чтобы получить их, она готова была платить ему поцелуями. Чем закончилась история, вы помните — принцесса осталась на бобах. Но для нас важно другое: нужно не только расшифровать, какое Послание закодировано в подарке, но и понять, как принимает подарки ваш возлюбленный, способен ли он оценить их. Это подскажет: нашли вы свою половинку или лучше ограничиться флиртом с необременительным будущим.
 

источник luckytoys.ru

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

6 Причин, почему люди лгут и обвиняют других в том, в чем сами виноваты… (С.В. Ковалев)