Ответственность и свобода

Как то, хозяин послал своего работника в город, чтобы тот продал апельсины. Вечером работник вернулся и доложил:
- Мне не повезло. Люди в один голос уверяли, что я продаю апельсины слишком дорого, поэтому мне так ничего я не удалось продать.
- Жать, что ума у тебя меньше, чем у апельсина, - ответил ему хозяин.


Работник обиделся, но хозяин взял апельсин в руку и спросил:
- Что будет, если я сожму апельсин в кулаке?
- Сок потечет, - ответил работник.
- Правильно. А если я ударю по нему молотком?
- Тоже сок потечет.
- А если осел наступит на него копытом?
- Все равно будет сок.
- То-то и оно, - сказал хозяин. - Что бы с апельсином ни делали, из него может вытечь только то, что в нем есть. В тебе заложена способность реагировать на складывающуюся ситуацию. Ты же отдаешь эту способность другим, возлагая на них вину за собственную глупость.
 Мы обычно возлагаем ответственность за неблагоприятные обстоятельства на других людей. Мы обвиняем экономическую ситуацию, жизненные условия, родиных, провительство и т.д., говорим «Еси бы не... то...»
«Если бы со мной этого не случилось, я бы...»;
«Если бы у меня было больше времени (или денег), то тогда...»;
Все эти высказывания объединяет одно: во всем виноват кто угодно, только не я сам. Но тот, кто возлагает ответственность на других, передает им одновременно и власть.
Только вы можете взять на себя полную ответственность за собственную жизнь. Конечно, вы не несете ответственности за все обстоятельства, в которых можете очутиться. Но только вы ответственны за то, как вы на них реагируете и как истолковываете их. Возможно, вы не виноваты в той экономической ситуации, в которой оказались в данный момент. Но только на вас лежит ответственность за то, как вы себя поведете.
В слове «ответственность» легко разглядеть корень «ответ». Ответственность означает умение правильно отвечать на любые обстоятельства. Ответ будет правильный, если вы сосредоточитесь на своей цели и никому не позволите сбить себя с этого пути.



Тот, кто снимает с себя ответственность, попадает в плен. Тот, кто берет ее на себя, обретает свободу.

 Виктор Франкл был одним из самых выдающихся психологов XX века. Многие годы он провел в концлагере. Там погибла вся его семья. Сам он тоже подвергался жестоким пыткам и был близок к смерти.
Находясь в заключении, Франкл вдруг понял: «Никто, кроме меня, не властен над моим отношением к событиям. Вы можете пытать меня, убивать моих родных, но мои мысли принадлежат только мне. Лишь я один могу решить, как оценить ту или иную ситуацию».
И он сказал себе: «Если уж в этих невероятных условиях я могу сохранить свою личность и характер, то это сможет сделать каждый человек».
Виктор Франкл изложил свои наблюдения в одной фразе: «Самая последняя из оставшихся человеку свобод заключается в том, чтобы самостоятельно избрать свое отношение к любой сложившейся ситуации».
Во все времена бесчисленное множество людей попадали в рабство или плен. Они отдали бы все за то, чтобы быть такими же свободными, как и мы. Но мы должны уяснить себе, насколько действительно свободны. Каждый день нам нужно задавать себе вопрос: «Как я пользуюсь своей безграничной свободой?»
© Б Шеффер

Популярные сообщения из этого блога

Аудиокнига Карен Хорни Невроз и личностный рост

Аудиокнига Аллан и Барбара Пиз Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) (алена акапелла)

6 Причин, почему люди лгут и обвиняют других в том, в чем сами виноваты… (С.В. Ковалев)